Авторское право

Статьи об авторском праве

Объективные задачи авторского права

Не вдаваясь в юридические подробности авторского права и специальные термины по этой теме, я, как здравомыслящий человек, считаю, что закон об авторском праве призван в первую очередь защищать интересы автора, охранять авторское право автора. В чем состоит эта охрана? На мой взгляд в том, что автор должен получать заслуженное и справедливое вознаграждение в соответствии со своим трудом и заслугами, а его права не должны быть присвоены или искажены социумом. Коллекторские авторские общества, учрежденные государством на некоммерческой основе, по моему мнению, должны содействовать выполнению авторского закона, упорядочивать и контролировать рынок авторского права, упрощая разрешение возможных конфликтов и гарантируя автору, что его творческий труд будет оплачен. А автор, со своей стороны, должен стремиться к увеличению своего заработка, однако не за счет махинаций - а за счет создания более качественного и более востребованного продукта.

В России, как обычно, справедливость понимается "по-своему". Это выражается прежде всего в том, что коллекторы забирают себе до 50% прибыли от использования авторского труда, еще какая-то часть необоснованно уходит на коммиссии реализаторам, еще какая-то часть просто "зависает" или повторно распределяется как "невостребованная" автором, а то, что должен получить автор по праву, еще и облагается налогами.

Поэтому формально закон работает, и существуют всевозможные ведомости, списки, перечни и прочие бумаги, отвечающие букве закона. Но в то же время, какие-то случаи проходят мимо закона, какие-то авторы не попадают в указанные ведомости, кто-то получает деньги "по гарантии", а кто-то ничего не получает. В схеме Коллектор-Автор, появляются посредники: агентства, издательства, субъиздательства, а во главе всех этих отношений становится получение прибыли. И даже некоммерческие организации ставят себе целью свой заработок, а не выполнение обязательств перед авторами. Назвать все это торжеством справедливости вряд ли возможно. Как говорят - миром правят деньги. Отнюдь не способствует укреплению и развитию авторских отношений и достаточно "закрытое" ведение бизнеса в России. К особенностям такого рода я могу отнести такие факты как: изъятие прибыли агента или цепочки агентов из отчетности перед автором (так, кажется, делают все и везде), удержание рубля с электронных носителей в пользу авторов (так поступает Российский Союз Правообладателей (РСП)), формирование закрытых фондов денежных средств без внятного устава и политики

Несмотря на такие сложности - в России нет никаких препятствий к совершенствованию и улучшению этого рынка. Это касается и авторов: ведь зачастую они сами не знают куда и кому передавали свои права, не фиксируют сделки, живут только своим творческим именем и славой, а те, кто обладает влиянием на денежные потоки - стараются удержать рынок и бизнес в своих руках, применяя свой авторитет совсем не творческим образом (вспомните, сколько талантливых авторов и исполнителей являются у нас депутатами и владельцами бизнеса) Персонально я не знаю, как сделать мир лучше, но я бы предложил некоторые шаги способствующие большей прозрачности в области авторского права. К числу таких шагов можно отнести: запрет на формирование внутренних денежных фондов у коллекторов и агрегаторов, полная подотчетность фондов авторам и правообладателям, создание независимой и объективной службы статистики по использованию авторских прав или, хотя бы, контролирующих организаций, финансируемых не с авторской прибыли, а за счет государства.

Возможно кто-то и не согласится с моими доводами, а сделает свое более глубокое и обоснованное предложение - я буду только рад, как, надеюсь, будут рады многие авторы, для которых этот рынок станет чуть более понятным и прозрачным.

Основные бизнес-процессы в авторском праве

Поскольку большинство авторов не занимаются своими авторскими правами непосредственно - эту работу ведут их доверенные лица: предприниматели, студии, агентства, издательства, коллекторы, агрегаторы и перед последними встают достаточно трудоемкие задачи, которые формализуются в следующих типовых процессах:

А) Формирование корректной и правильной регистрации тех прав, которые Автор передат Агенту. Передача прав - это отнюдь не слова, это набор произведений с долями Автора, разные сроки действия, разные территории, разные виды использования и разный характер эксклюзивности прав, подтвержденные документами, а вместе с этим разный набор ограничений, и разный набор вознаграждений, включая потенциальные убытки от возможных конфликтов с другими правообладателями, которые легко могут перерасти в судебную плоскость.

Б) Широкая, экономически обоснованная, эффективная и прибыльная дистрибьюция авторских прав Агентом, как в сети интернет, так и за его рамками. На самом деле чем шире и разнообразнее круг растпространения контента у Агента, тем больше прибыли получит автор, включая и нематериальную прибыль: имя, славу, авторитет. На этом этапе Агент выступает как продюссер и промоутер, и имеет массу финансовых затрат, связанных с рекламой и раскруткой.

В) Сбор отчетов об использовании авторских прав Агентом со всех точек дистрибьюции за период, формирование единого журнала использований произведений за этот период в рамках специальной базы данных. Этот шаг самый кропотливый и самый важный, поскольку каждый отчет должен быть согласован и финансово прогарантирован каждой точкой дистрибьюции.

Г) Сбор денежных средств на основании утвержденных отчетов об использовании. Исключительно бухгалтерский этап формирования денежного фонда для расчета вознаграждений авторам

Д) Расчет авторских вознаграждений в соответствии с отчетами и собранными в фонд денежными средствами. Самый трудоемкий, долгий и ответственный момент в работе Агента, поскольку именно на этом этапе чаще всего выявляются ошибки регистрации, потери отчетов, задержки поступлений средств, из-за которых работу приходится начинать по многу раз заново. Однако в результате выполнения данного этапа Агент имеет журнал авторских вознаграждений, и формирует свою прибыль.

Е) Выплата авторских вознаграждений вместе с доставкой и публикацией отчетов авторам. Качественно сделанная работа по доведению прибыли до конечного автора - и есть та самая защита интересов автора, ради которой принимался закон об авторском праве. А непротиворечивые отчеты - самое наглядное доказательство прозрачности, открытости и проффессионализма Агента в своем бизнесе.

Авторское вознаграждение носит гражданско-правовой характер, поэтому не может рассматриваться как часть заработной платы!

И опять, как всегда, не все так просто формализуется, как кажется. Приведу несколько примеров. Иногда бывает, что Агент получает права "задним числом". Т.е. автор спал спал и вдруг решил собрать прибыль от использования своих произведений за предыдущий год. Закон это не запрещает, тем более, как уже упоминалось на этом сайте, продавцы-реализаторы контента зачастую самостоятельно образуют фонд по отложенным выплатам авторских вознаграждений. И тут вместе с договором на Агента сваливаются обязанности по дополнительной и весьма трудоемкой переработке предыдущих периодов, с учетом того, что такие переработки необходимо обсудить и реализовать с каждым из Магазинов-реализаторов.

Другая не очень приятная ситуация - это когда обязательства отчитаться перед Автором до договору уже наступают, а далеко не все отчеты еще оплачены и согласованы, или же оплаты по тем или иным причинам задерживаются. Тогда, обычно, такие отчеты переносятся в следующий период. А что если в следующем периоде автор уже расторг договор? На эту тему существует негласное соглашение между Автором и Агентом о том, что определяется некоторый срок "досбора" в течении которого Агент имеет право собирать вознаграждение "по инерции" рынка, зная, что договор уже закончен. Это собранное вознаграждение, естественно, должно быть распределено автору.

авторское право цели задачи понятие авторского права
 1
 0