Тонкости распределения вознаграждения между авторскими и смежными правами
Давайте задумаемся еще раз о том, как происходит продажа трека в каком-либо интернет-магазине, и последующий расчет вознаграждения автору. К примеру, трек заработал 100 рублей, и на момент продажи Магазин обладал всеми легальными правами на этот трек - и авторскими и смежными.
Сразу же вспомним, что авторские и смежные права, как правило, принадлежат разным лицам. Авторские - это права авторов, как создателей идеи произведения, а смежные - это права изготовителей самого первого мастер-экземпляра трека. Авторские права, как правило принадлежат нескольким людям или их наследникам, а смежные - как правило целиком и полностью принадлежал некоторому единому юр. лицу, обычно Студии Звукозаписи, в которой записывался и сводился трек. В итоге наши 100 рублей обычно делят пополам - и по 50 рублей отводят авторским и смежным правам, предполагая их дальнешее деление между авторами и изготовителями. Это деление - 50 на 50 - в западных источниках называется СПЛИТ (split), и оно на самом деле не регулируется никаким явным законом, поскольку закон обязует проводить расчеты относительно вклада каждого из авторов в законченное произведение, но сказать, какой вклад больше - авторский или смежный - невозможно. Поэтому по умолчанию их принимают равноценными.
Но со стороны Агента такой сплит не всегда кажется обоснованным и приемлемым. Агент может иметь договор с Автором, по которому отдает 80 процентов "авторской" прибыли, а договор со Студией - по которому отдаёт 50 процентов "смежной прибыли". Т.е. из 100 рублей (сплит 50 на 50) - 40 рублей Автору, и 25 рублей - Студии. У Агента в кармане остается 35 рублей. Однако хороший Агент знает, как максимизировать свою прибыль: он может изменить сплит в сторону смежных прав, как более выгодного для него договора. В таком случае 100 рублей можно, к примеру, сплитовать как 30% авторских и 70% смежных, и тогда Автор получит 30%*0.8 - 24 рубля, а Студия - 35 рублей. А Агенту останется уже 41 рубль. Математика, однако.