Авторское право

Статьи об авторском праве

Стандарты кодификации медиа-контента

Правильная кодификация и стандартизация медиа-контента - это глобальная проблема, особенно остро стоящая в России, где авторы/исполнители, как правило, "живут" концертами и выступлениями и совершенно не заботятся о мировом признании своих произведений. Скажем честно, творческие люди вообще не постоянны в своем настроении, поэтому речь о какой-то технической стандартизации для них "темный лес". Однако мир коммерции и торговли диктует здесь свои условия - и, если хочется продавать свой контент и получать за это деньги - к этим условиям необходимо прислушиваться. В данной статье мы перечислим основные коды, применяемые в "торговле авторским правом" в области звукозаписи и мультимедиа.

Итак, сначала продавались пластинки, бобины и кассеты. Как правило, на них не было специальной маркировки записанной информации, однако непременно присутствовал "проспектик" с перечнем треков, перечнем исполнителей и временем звучания. Некоторые компании, такие как "Мелодия" ставили на пластинки какие-то свои внутренние коды и, непременно, тираж и год выпуска. Примерно так же ситуация обстояла не только в России, но и во всём мире. Однако эти метаданные сами по себе и стали теми первыми определителями, по которым происходила систематизация контента. В отличие от России на западе эти метаданные достаточно быстро получили своё собственное определение: "production cue sheet" или по-нашему: "лист производственных метаданных". Постепенно объем таких метаданных возрастал и теперь они включают в себя жанры, страну происхождения, лэйбл, дистрибьютера и еще много чего ценного. Поскольку всю эту информацию, как правило, публикует производитель контента - она всегда является предметом повышенного внимания и доверия. Однако тащить с собой лист метаданных по учётно-финансовым системам - не удобно, поэтому были придуманы специальные коды.

Штрих-код (EAN, UPC)

Сначала маркировать стали то, что лежало в магазине на полке, и как правило, еще в коробке. Для этого придумали код, который удобно бы читался сканером штрих-кода, позволяя тем самым избежать ошибок при его ручном забивании в компьютер. Код стандартизировали - получился EAN (European Article Number, европейский стандарт). В стандарте EAN три варианта кода, однако самый распространенный состоит из 13 цифр, включая стартовый код территории и финальное контрольное число. EAN оказался удобен и для продажи CD-дисков, однако, вероятно для того, чтобы различить физический носитель и информацию, записанную на нём, на CD-дисках из EAN убрали одну цифру - и получился код UPC (12 знаков, американский стандарт), который со временем, совершенно однозначно стал ассоциироваться с альбомом.

Код звукозаписи (ISRC)

С появлением интернета стало ясно, что продавать альбом не обязательно целиком - его можно продавать и отдельными треками, и эти треки тоже нужно как-то маркировать. Удачным совпадением стало то, что студии звукозаписи уже маркировали свою продукцию кодом, который включал в себя страну, код студии звукозаписи, код выпуска и порядковый номер фонограммы. Это и был код ISRC ((International Standard Recording Code, стандарт ISO-3901) - код аудио/видеозаписи. Код ISRC очень прост: он состоит из 12 знаков (букв и цифр), которые образуют четыре группы: код страны+код компании+год записи+порядковый номер. В коде ISRC нет контрольных чисел, поэтому подделать его очень легко и, фактически, нет никаких правил чтобы отличить поддельный код ISRC от настоящего. В этом есть некоторое неудобство, однако код ISRC прижился и широко используется для маркировки звукозаписей. Почти все площадки, торгующие музыкальным контентом используют коды UPC и ISRC.

Код медиа-продукта (GRID)

Со временем оказалось, что не только звукозаписи интересуют продвинутую публику. Появились видеозаписи концертов, выступлений, квартирников, интервью с любимыми артистами - сначала стихийные, сделанные мыльницей на коленке, но в дальнейшем всё более и более профессиональные, записанные на профессиональную аппаратуру и обработанные в студии. И это были уже не звукозаписи - это были продукты студийного видеомонтажа и видеообработки, которые тоже требовали защиты авторских прав, распространения, монетизации. И западные студии придумали новый цифровой код - GRID. В нем постарались совместить сильные стороны UPC и ISRC, однако код получился не простым, трудно читаемым, не вполне удобным для "человеческого" использования. Он состоит из 18 знаков и 4 блоков: стартовый блок A1+пятизначный номер продукта+десятизначный номер релиза+контрольное число. В России этот код вообще не получил распространения, но сам по себе код не плох и свою миссию он выполняет.

Код издания (ISBN/ISSN)

Коллекции звукозаписей и видеоклипов стали настолько востребованы и популярны, что производители зачастую сопровождают коллекционный альбом книжкой или какой-либо печатной продукцией с фотографиями кумиров. Для печатной продукции уже давно использовался "книжный" код ISBN (International Standard Book Number) - он пригодился и на этот раз. Существует также подобный стандарт ISSN (International Standard Serial Number), который используется для периодических изданий. В России с давних времен в литературе использовались свои коды - ББК (Библиотечно-Библиографической Классификатор ) и УДК (Универсальный Десятичный Классификатор). В случае печатных изданий теперь в России актуальны все четыре варианта.

Код произведения (ISWC)

С появлением Обществ по коллективному управлению правами, которые, в общем, были созданы на законодательной основе для получения прибыли в интересах авторов, возникла новая ситуация: маркироваться стал результат интеллектуального труда, а не только трек, установленный в телефоне. Результат интеллектуального труда - это задумка, идея, произведение, которое имеет авторов (идеи) и их вклады, выраженные в долевом участии в создании произведения. Общества по коллективному управлению правам стали маркировать произведения своими кодами - ISWC (International Standard Work Code). Код ISWC содержит 11 знаков и обычно выглядит как "T0391457285". При этом монополия на создание и выделение таких кодов остаётся в руках Обществ, поэтому с помощью официального запроса легко отличить поддельные коды от настоящих.

Код исполнителя (ISNI)

Выделение исполнительских прав и классификация исполнителей также (и закономерно) привела к появлению кодов, предназначенных для исполнителей/создателей медиа-контента. Этими кодами стали ISNI-коды (International Standard Name Identifier). Такой идентификатор состоит из 16 цифр, разделенных на четыре блока. ISNI регулируется международным агентством ISNI-IA. Это некоммерческая организация, зарегистрированная в Великобритании

Код псевдонима автора (CAE)

Иногда исполнители выступают под разными псевдонимами, в рамках разных музыкальных коллективов, кратковременных объединений, тандемов, проектов. Одним словом - меняют маски чтобы подогреть интерес публики. Однако и для этого случая был придуман специальный код - CAE. По задумке - он должен однозначно определять исполнителя и/или псевдоним, причем коды для исполнителя и для его "маски" - псевдонима - будут разными. Такие коды широко используются в работе Обществ по коллективному управлению правами, однако в последнее время их все больше и больше вытесняет следующий код.

Код вклада автора в произведение (IPI)

Код IPI - это код заинтересованной стороны в произведении или, другими словами, код того лица (общества, организации) которая претендует на определенный процент вознаграждения за использование произведения. Т.е. фактически код IPI - это код вклада в создание/распространение произведения, код доли в продаже. Несмотря на такое специализированное назначение коды IPI широко используются обществами по коллективному управлению правами, поскольку позволяют идентифицировать получателя вознаграждения в рамках произведения. Коды IPI можно генерировать достаточно произвольно, однако в рамках локального каталога они должны быть уникальны, и, несомненно, подчинены какому-то базовому ISWC-коду.

Код жанра (ID3V2)

Очень популярный медиа-проигрыватель WinAMP сделал свой вклад в стандартизацию контента. Поскольку формат mp3 позволял хранить метаданные в заголовке файла - были предложены форматы таких заголовков: ID3V1 и затем ID3V2. В эти заголовки кроме Названия трека, Исполнителя, Альбома можно было прописать Жанр, но не в текстовом виде, а в виде кода из некоторой заранее определенной таблицы. Сначала жанров было около 80, но в следующей версии их число возросло до 125. Конечно, использовать цифру вместо наименования было не очень хорошим решением, однако в мире существует такое гигантское количество mp3-файлов и в них содержится такое гигантское количество жанров, что было бы глупо не использовать эти данные. Поэтому коды ID3V1/ID3V2 позволяют ориентироваться в жанрах и тем самым, дополнять информацию о медиа-контенте.

Код маркировки (QR)

QR-код был придуман относительно недавно и в основном используется для решения складских задач: он визуально хорошо различим, автоматизированно обрабатывается и может содержать "внутри" практически любую информацию, т.е. внутри QR-кода можно разместить UPC, ISRC, ISWC и что угодно. Однако QR-код - это скорее визуальный контейнер, а не тот код, который реально используется в системах учета. Его можно печатать как этикетку на материальных носителях, для нематериальных вещей он применим в гораздо меньшей степени.

Код территории (ISO 3166-1)

Когда в учёте есть какая-то информация о территориях, то их обычно кодируют как RUS, UKR, ARM или RU, UA, AM - т.е. кодами, которые называются коды территорий ISO по стандарту ISO 3166-1. Существуют еще стандарты ISO-3166-2 и TIS, которые содержат расширенные наборы территорий, выделенных по экономическим и политическим признакам. Здесь важно учесть, что в России есть свой классификатор стран мира: OKCM (MK (ИСО 3166) 004-97) 025—2001, который лишь частично совместим с ISO-1366, поскольку содержит непризнанные в мире территории - Абхазию, Осетию и Донецкую область.

Код языка (ISO-639)

Когда необходимо указать язык, на котором исполняется/транслируется звукозапись/видеоклип - то используют стандартные коды языков мира. Их легко перепутать с кодами территорий - они очень похожи, но это далеко не одно и то же. Например код украинского языка - UK, а код Украины - UA. Более того UK - это код Великобритании в справочнике территорий ISO. Как и в предыдущем случае в России есть свой стандарт для кодов языков - ГОСТ 7.75-97, который не в полной мере совместим с ISO-639

коды кодификация стандарты медиа-контент гост iso
 0
 0