Авторское право

Статьи об авторском праве

Примеры регистрации авторских прав

Вернёмся еще к примеру разделения авторских прав в произведении "Миллион алых грёз", которое мы рассмотрели в предыдущей статье: "Авторское право в цифровом мире". У меня есть специальный калькулятор, позволяющий наглядно представлять и рассчитывать авторские права и цепочки их передачи от одного правообладателя к другому. В нашем случае по авторской части произведения мы имеем следующую картину:

Калькулятор РАО

Здесь мы рассматриваем цепочки прав от авторов-создателей произведения до Музыкального Издательства МИ, которому необходимо заключить соответствующие договора на приобретение прав перед началом реализации прав. Мы видим, что Музыкальное Издательство заключило 5 договоров: прямой авторский договор с автором музыки Кузнецовым, и четыре субъиздательских договора с разными Авторскими Агентствами. Еще два договора - на получение смежных прав - Музыкальное издательство заключает со студиями, в которых был записан трек и сведена мастер-запись. Это видно на разрезе смежных прав:

Калькулятор РАО

Заметим, что договора заключены на разных условиях вознаграждения при условии единого пространства всех других условий. Т.е. мы предполагаем, что по все договорам условия исключительности, территориальности, способа использования и прочие альтернативные условия - совпадают. Вознагражение правообладателя записывается через слеш / рядом с синей иконкой. Левая часть обозначает вознаграждение % вышестоящего правообладателя, а правая - вознаграждение текущего правообладателя. Т.е., к примеру РАО имеет договор с Ивановым по которому Иванов получает 80% прибыли, а РАО - 20%. В то же самое время МИ имеет договор с РАО 60/40 - т.е. РАО получает 60% вознаграждения от МИ, а МИ оставляет себе 40% прибыли.

Данный калькулятор позволяет не только создавать такие наглядные цепочки передачи прав, но и сохранять их на диске, а также производить расчеты по начислению вознаграждений всем участникам цепочки на основании указанных значений роялти. Этот калькулятор позволяет учитывать и более сложные случаи - к примеру, такие, как наследование доли Сидорова двумя наследниками, а также варианты, когда один наследник отказывается от своей доли в пользу другого наследника (к примеру, брат навсегда отдаёт свои права сестре) или в пользу агента (когда автор отчуждает свои права в пользу Агента по договору отчуждения)

В предыдущей статье мы также остановились на том, что как правило, гораздо быстрей будут распределены гонорары по смежной части, т.е. 50 рублей будут распределены между двуми Студиями как 25 руб на 25 руб и от каждой из этих финансовых частей будут взяты комиссии 60/40 и 70/30. Таким образом, Музыкальное Издательство по смежным правам получит прибыть в размере 17,5 руб, а оставшиеся деньги в пропорции 15 руб к 17,5 руб достанутся издательствам Студия "Мосфильм" и Студия "Ленфильм".

В реальной жизни, Музыкальное Издательство сразу же сформирует заявки Магазину-Реализатору и на авторскую часть выплат по своим 5 действующим авторским договорам, или, возможно, получит авторские выплаты единовременно со смежными, если это предусмотрено договором между МИ и Магазином.

Снова сложные случаи по авторскому распределению

Если выплаты по авторским правам каким-либо образом остались в фонде Магазина, и Музыкальное Издательство не истребовало их - их вправе заявить сами Авторы, их заверенные наследники, или представляющие их Авторские Агентства (А,Б,Д,РАО). К чему такая ситуация приводит на практике? А к тому, что Кузнецов, старый и заслуженный автор музыки на пенсии, скорее всего не получит своего вознаграждения, поскольку договоров по управлению права ни с кем, кроме МИ, не имеет, а сам в силу возраста не способен следить за современными технологиями и всякими там "интернетами". Эти деньги будут лежать в фонде Магазина ровно тот период, который допустим по Уставу Магазина (Уставу Фонда), а затем будут или присвоены, или еще раз распределены по действующим договорам на данное произведение - это зависит от совести Реализатора, которым может выступать и Магазин и Музыкальное Издательство перед Автором.

Несмотря на то, что мы углубились в расчеты и даже упростили эти расчеты относительно условий договоров, мы забыли еще один важный вопрос: а где прибыль Магазина? А Магазин, в данном случае имеет множество экономических маневров: в зависимости от своего договора, он может делать наценку в установленных рамках, может брать свою комиссию сразу после реализации (так чаще всего и происходит), может установить комиссию "по категориям", т.е. увеличивать комиссию для топовых продаж и уменьшать для всех остальных, а может делить прибыть с МИ в зависимости от характера реализации. Однако, если Магазин формирует буфер-фонд для отложенного авторского распределения, то он вполне реально попадает под санкции Налоговой Инспекции - ИФНС России, которые обязывают соблюдать правила по фондовому хранению и налогообложению фондовых денежных средств. Т.е. в случае длительного хранения авторской доли и возникновения ситуации законодательного налогообложения, автор получит "на руки" меньшую сумму, чем это можно было прогнозировать исходя из авторских долей и договорных условий, и, по-хорошему, эти затраты должны ложиться на плечи держателя Фонда, однако в реальности так почти никогда не происходит, а держатель Фонда жуть как не хочет расставаться со своими кровными. Это реально спорная ситуация - одна из тех многих ситуаций, которые мы еще не раз обсудим на этом ресурсе.

Другая спорная ситуация, которая встречается тут же - это конфликт заявок со стороны разных правообладателей на одно и то же. К примеру Агентство А и Агенство Б одновременно могут заявить свою долю Сидорова, просто по ошибке, или не разбираясь в вопросах наследования. Магазин в этом случае вправе не удовлетворять обе заявки - поскольку для него нет причин и стимула платить дважды за одну и ту же реализацию. Он может разделить платеж по числу заявителей, однако чаще прибегает к тактике "заморозки" выплаты до разрешения конфликта. Сложная ситуация, сроки которой ничем не регламентируются, и в случае если такое разбирательство происходит долго, деньги могут "навсегда" остаться в Магазине.

Есть и технические тонкости, которые относятся к способу реализации контента и значительно влияют на выплаты со стороны Магазина. К примеру, если Магазин реализует прослушивания - то они стоят крайне недорого. К примеру, одно прослушивание = 1 копейка. Если какое-то прослушивание выполнялось в течении периода релизации всего 1 раз - то из этой копейки невозможно вычесть комиссию, налог, и даже выделить денежные средства по одной из долей авторов, поскольку в банке такой платеж не пройдет. Такие копейки сами по своей сути формируют некоторый фонд, распределение из которого выполняется по достижении, к примеру, 100 прослушиваний - т.е. распределяется 1 рубль и т.п. Однако если такой фонд не предусмотрен, - то это, фактически, еще одна статья обогащения Магазина за счет Автора. Магазин при этом кроме прибыли и имеет и широко представленный набор произведений, и авторитет, однако автор ничего не получает.

регистрация цепочка прав распределение вознаграждения гонорар
 0
 0