Авторское право

Статьи об авторском праве

Как проверить авторские права на песню

В этой статье мы немного коснёмся самого обычного вопроса, который задают все без исключения пользователи авторских прав: как проверить есть ли авторские права на музыку? Наиболее часто этот вопрос возникает у изготовителей рекламы, фильмов, видеороликов и особенно изготовителей контента для YouTube и аналогичных площадок - поскольку современные аудио-видео площадки достаточно болезненно относятся к соблюдению авторских прав на контент.

Итак, изготовитель собирается получить разрешение на использование музыки с авторскими правами в своём видеоролике. Видеоролик при этом совсем не обязательно должен быть музыкальным - возможно музыка/песня нужна изготовителю просто как фоновое сопровождение, или просто как короткий отрывок, показывающий, к примеру, звуки далекого концерта и т.п. Первое что необходимо сделать изготовителю - установить авторов музыкального произведения и студию монтажа (студию звукозаписи или видеопродакшена), в которой была произведена запись музыкального произведения. В современном мире и для современных произведений, где есть интернет и есть Google - первый шаг не кажется слишком сложным.

Если музыка/песня используется в фоне видеоролика как фоновое музыкальное сопровождение - то в подавляющем большинстве случаев у изготовителя должна быть разрешительная лицензия от правообладателя

Большую помощь при поиске авторов музыкального произведения может оказать CD-диск с записью, обложка диска, название лэйбла, под котором был выпущен диск - всё это вбивается в поисковик и гуглится. Желательно производить поиск на оригинальном языке, т.е. если музыкальное произведение - англоязычное - то и искать его лучше сначала на английском.

Если произведение имеет запись - реализацию (на самом деле далеко не все произведения записаны на носители!) - то значительную помощь в определении метаданных может оказать идентификация исполнителя - т.к. все песни, по крайней мере, мы всегда ассоциируем в своём сознании с каким-то исполнителем.

После того, как установлены авторы произведения, определена студия, в которой был изготовлен материал - начинается самое сложное: поиск правообладателей. Здесь возможны варианты (перечисляем их по мере возрастания сложности):

Вариант А (народное творчество):

Если текст/слова/музыка - народные, то авторские права не принадлежат никому - достаточно найти студию звукозаписи и решить с ней вопрос о том, в чьём управлении находятся смежные права (изготовительские + исполнительские права)

Вариант Б ("старинное" творчество):

Если текст/слова/музыка - изданы более 70 лет назад - то авторские права перешли в разряд "общенародного достояния" и, как в предыдущем пункте, тоже никому не принадлежат. Если бы и звукозапись была издана в те же времена - то, пожалуй, произведение и авторской, и в смежной части стало общественным достоянием, однако такие случаи редки, поскольку таких старинных звукозаписей не так уж много. Поэтому алгоритм похож на вариант А - нужно найти изготовителя/аранжировщика/переработчика - и договориваться с ним о получании смежных прав на конкретную запись.

Вариант В (редкий вариант с открытыми лицензиями)

Да, есть авторы музыки/текстов, которые уже на старте публикуют свои произведения как "общественное достояние" под открытыми лицензиями типа Creative Commons (CC) . И в интернете можно поискать ресурсы-каталоги, в которых публикуются звукозаписи и видеоролики с открытыми лицензиями (Например jamendo.com). Однако, как показывает практика, таких записей мало, зачастую они очень специфичны (например реп/хип-хоп/регги инструментал), почти никогда не звучат в "широком" эфире и никому не известны. Поэтому и спрос на них не велик, несмотря на чистоту авторских/смежных прав

Вариант Г (еще один редкий вариант "библиотечной" музыки)

На самом деле уже достаточно давно в интернете существуют библиотеки звукозаписей - прежде всего библиотеки самплов, звуков природы, разных отрывков и мелодий, которые в достаточной степени адаптированы для использования в кинопроизводстве и рекламном бизнесе. Такие библиотеки имеют студии Sony, EMI - и вопрос получения авторских прав, собственно, сводится к тому, что нужно выбрать из библиотеки интересующую композицию и запросить лицензию у владельца такой библиотеки.

Вариант Д (современная популярная музыка)

И вот наконец, наиболее актуальный пример того, как получить авторские права на песню, которая находится в ротации и у всех на слуху. У такой песни есть авторы, есть исполнитель, есть изготовитель звукозаписи и, зачастую, не в единственном числе. Самые короткий вариант - искать контакты изготовителя/продюсера и узнавать, кто на текущий момент является действующий правообладателем авторских и смежных прав, поскольку права чаще всего, находятся в управлении какой-то компании. Это может быть субиздатель, лейбл или паблишер - и часто права разных авторов могут оказаться у разных издателей. С каждым и них необходимо заключить договор, для того, чтобы "очистить" произведение на все 100%. Если такой вариант кажется слишком долгим/сложным - то с запросом "очистки прав" можно обратиться в любую издательскую компанию - как правило это стандартная типовая услуга. И тогда издательская компания, по возможности, возьмёт на себя обязанности по поиску и очистке авторских/смежных прав.

Крупных коллекторов прав и издательств в России не так уж много: 90% легальных прав на музыку сосредоточено в РАО, ВОИС, РСП, Первом музыкальном Издательстве, а западные композиции - в Universal Music, Sony/EMI Music, Warner Music. Найти их контакты в интернете и получить у них разрешение на использование музыки с авторскими правами - проще простого.

В заключение хочется отметить сложные ситуации, которые возникают при проверке авторских прав на песню в силу объективных причин:

  • Автор/авторы произведения умерли - и права разошлись по множеству наследников, некоторые из которых уже не являются гражданами России
  • Искомое произведение было создано на заказ по договору заказа - и автор/изготовитель изначально не имели на него прав
  • Права на искомое произведения были отчуждены вскоре после создания - и навсегда перешли к другому правообладателю
  • Искомое произведение является сложно составным (композиция) или производным (аранжировка) от другого произведения

Все эти ситуации, как тонкие ниточки, требуют повышенного внимания, опыта и некоторого понимания авторского права. Поэтому в некоторых случаях бывает легче заплатить, чем самому тратить время на распутывание клубка людских взаимоотношений, прав наследования и вариантов переработок.

Вместе с этим некоторые задаются другим вопросом: как обойти авторские права на музыку? Это каверзный и скользкий вопрос, на который, тем не менее, есть несколько вариантов ответов:

  • Прежде всего формулировка "обойти авторские права" - не корректна. Авторские прав нельзя обойти - они существуют изначально по своей природе. Поэтому, скорее всего, вопрос следует понимать в ключе "как не платить за авторские права на музыку"?
  • Первый вариант: создать свою музыку. Это можно сделать по заказу (уверяю, многие музыканты будут рады это сделать) на условиях, интересных именно вам. Поверьте, это не так дорого как кажется.
  • Второй вариант: использовать музыку под открытыми лицензиями, как уже было упомянуто выше.
  • Третий вариант: использовать музыку такими способами, которые допускают свободное использование по законодательству РФ - в целях образования например.
  • Четвертый вариант: бартерные сделки. В мире шоу бизнеса эта тема до сих пор распространена и возможна. Предложите правообладателям нечто, что потенциально может их заинтересовать и, возможно, ваши вопросы решатся без привлечения финансов.

Всего вам хорошего!

 0
 0