Авторское право

Статьи об авторском праве

Авторское право в цифровом мире

Прежде чем приступить к изучению особенностей авторского права в интернете, необходимо раз и навсегда понять и уяснить себе аксиому: Копируя какой-то нелегальный трек, к примеру трек "П.М.М.Л" Земфиры, вы, как минимум, грубо нарушаете права двух лиц: Земфиры Рамазановой как автора текста и музыки этой песни, правообладателя авторских прав, и Студии Звукозаписи Х, где был записан этот трек, правообладателя смежных прав.

Другими словами, за каждым физическим медиа-треком, с правовой точки зрения, стоят как минимум два РАЗНЫХ юридических правообладателя, сама "концепция трека" - это объект авторских прав, а ваш трек "на флешке" - это физическая реализация концепции, объект смежных прав. В таком случае обычно говорят так: 100% авторских прав принадлежит Земфире, и 100% смежных прав - принадлежит Студии Звукозаписи Х. При наличии соответствующих договоров, объект "лицензионно чист" и может быть использован в продажах. При этом если продажи трека осуществляются через какой-то интернет-магазин (посредника), то и с магазином должны действовать соответствующие договора со стороны правообладателя на продажу трека

Подчеркнем, что одному объекту авторских прав может соответствовать несколько объектов смежных прав: это, к примеру, когда песню "П.М.М.Л." исполнит и запишет Сергей Шнуров. Т.е. в этом случае произведение (идея) будет существовать в другом исполнении: авторские права останутся у Земфиры, а смежные права возникнут у Студии Звукозаписи Сергея Шнурова.

Теоретически возможен и обратный вариант, который, однако, на практике крайне редко встречается. Т.е., к примеру, на одну и ту же "минусовку" песни "В лесу родилась елочка", сочинят разные слова два разных автора, к примеру Иванов сочинит текст про сосну, а Петров - про лиственницу. Формально у одной и той же фонограммы будут два разных текста - два разных объекта авторских прав. Однако, когда дело дойдёт до записи на студии - скорее всего будут выбраны разные исполнители, и, фактически, два разных произведения породят две разных фонограммы, и, таким образом, обратный вариант превратится в два первоначальных варианта.

Все это нужно понять и запомнить. Это самое главное. Теперь идём дальше.

Легальные покупки с учетом авторских прав

Если вы бдительный и ответственный покупатель - вы купите трек "П.М.М.Л." в iTunes, к примеру, за 100 рублей. В идеальном мире полученные средства должны быть равномерно распределены между правообладателями: 50 руб должна получить Земфира, и еще 50 руб - Студия Звукозаписи Х. Но в реальном мире почти всегда есть посредник - тот магазин iTunes, через который вы осуществляете свою покупку. И за продажу этот магазин возьмёт свою комиссию. Процедура правового оформления этой комиссии может быть различна, однако в итоге Автор и Студия получают не по 50 рублей, а, к примеру, по 40 руб.

Адаптируем наш пример к еще более суровым реалиям. РАО - Российское Авторское Общество - некоммерческая государственная организация, в чью непосредственную обязанность входит сбор и распределение авторских вознаграждений. Фактически это Коллекторское Агенстство, призванное к упорядочиванию и формализации рынка авторских прав. Не вникая в Устав и особенности работы РАО можно констатировать, что по крайней мере 50% прибыли от концертной деятельности по умолчанию автор должен получать через РАО, т.е. формально из 40 рублей прибыли - 20 рублей Земфира получит от магазина, и еще 20 рублей - от РАО, перед которым магазин должен формально отчитаться.

На практике эта схема работает далеко не всегда, поскольку из-за большого количества авторов и мелкого дробления прав, РАО просто физически не может уследить за всеми продажами, а магазины, в общем-то, и не стремяться уведомлять РАО о своих продажах. Поэтому РАО в основном контролирует гораздо более узкий рынок публичного воспроизведения и исполнения (концерты, телевизор), а многочисленные продажи авторского продукта через мелкие торговые точки - лишь отчасти и только по топовым договорам. Исходя из этого Земфира, скорее всего, должна получить все 40 руб от магазина. Однако...

Практическое взаимодействие по авторским правам

Почти никогда авторы не занимаются распространением и учетом своих авторских прав. Обычно авторы, а особенно авторы-исполнители, занимаются творческой и концертной деятельностью, а заботы по сбору своих вознаграждений поручают Авторскому Агентству на основании авторского договора. Авторское Агентство (АА), имея множество авторских договоров, а также смежных договоров со Студиями Звукозаписи, собирает свой активный каталог авторских прав и авторского контента, который всеми силами пытается распространить по магазинам для коммерческой реализации. Поэтому магазины iTunes, Spotify, GooglePlay отчитывается перед Авторским Агентством, а АА - перед своими авторами. Магазин берет свою комиссию за продажу контента, а Авторское Агенстство - комиссию за исполнение договора перед автором. В итоге Земфира и ее Студия Звукозаписи Х получают уже не по 40 рублей, а по 30 рублей (в сумме 60 руб). А 40 рублей из 100 руб за продажу - получает Магазин и Авторское Агентство.

Сложности с авторскими правами только начинаются

Все хорошо, когда у нас есть один Автор, одна Студия звукозаписи, 200% прав (100% авторских и 100% смежных), короткая цепочка передачи трека от Автора через Агентство в Магазин - и кругленькая сумма в кармане. На самом деле реальность выглядит совсем иначе. Пусть у нас есть некоторый мегапопулярный трек "Миллион алых грёз" в исполнении Анны Лугачевой. Пусть у этого трека - четыре автора. Два автора текста: некие Иванов и Петров с долями по 25%. И два автора музыки: Сидоров и Кузнецов со своими долями в 25%. Пусть также трек записывался на студии "Мосфильм", а сводился - на студии "Ленфильм" - и у каждой из них образовалась доля по 50% смежных прав. В итоге полные предпродажные права 200% состоят из (25+25+25+25)% авторских и (50+50)% смежных. Однако автор Сидоров умер, и его права перешли к его детям (по 50%) - т.е. 12.5% у сына Сидорова, и 12.5% у дочери Сидорова, и дети передали свои права в разные Авторские Агентства А и Б, Иванов передал свои права в управление РАО, а Петров - в Агентство Д, а Кузнецов не передавал права никому. Заменим, что в тех случаях когда правообладатели отдали свои права в управление Авторскому Агенству - они заключили договора на РАЗНЫХ условиях и с РАЗНЫМИ комиссиями. К примеру, Иванов передал свою долю 25% в РАО с условием отчислять ему 80% прибыли с продажи и не разрешил использовать свои права при записи на компакт-диски, а Петров передал свою долю 25% в Агентство Д с условием отчислять ему 70% прибыли с продажи, но разрешил осуществлять продажи только на территории России. К тому же Петров мог передать свою долю 25% НЕЭКСКЛЮЗИВНО, т.е. оставить за собой право заключать такой же авторский договор и с другими Авторскими Агентствами. В итоге, чтобы продать эту песню у себя на площадке Магазин должен заключить договора со следующими лицами: Кузнецов, РАО, Агентство А, Агентство Б, Агентство Д, студии "Мосфильм", студия "Ленфильм". И только после этого он может ЛЕГАЛЬНО продавать трек "Миллион алых грёз", учитывая при этом все контрактные условия со стороны поставщиков авторских и смежных прав, т.е., к примеру, не продавать на территории Белоруссии, не записывать на компакт-диски и т.п. Кроме того, после факта продажи Магазин должен отчитаться по всем договорам перед контрагентами. Тяжелая схема. И тут на помощь приходят новые игроки рынка - Музыкальные Издательства. Фактически Музыкальные Издательства (МИ) - это те же самые Авторские Агентства, которые однако, берут на себя функцию АГРЕГИРОВАНИЯ ПРАВ на основе авторских, агентских и субъиздательских договоров. Магазину не выгодно иметь тысячи договоров с Авторами и Агентами - гораздо проще иметь один договор с МИ, по которому все права, необходимые для продажи, будут собраны и оформлены одним договором. Отчитываться при этом придётся тоже только одному Музыкальному Издательству, а не сотням правообладателей.

Некоторые послабления в авторском праве

В реальности сбор всех авторских прав даже через Музыкальное Издательство, или государственного коллектора (РАО, ВОИС, РСП) - дело не быстрое, и даже очень медленное. Т.к. всех авторов нужно найти и со всеми договориться, и все договора должны попасть в одинаковые временные рамки. А торговля идёт, и продолжается, и всегда торопит этот процесс оформления договоров. Поэтому Магазины идут на хитрость. Продавая трек за 100 рублей, Магазин по факту продажи сразу отчисляет лишь половину вырученных средств - 50 руб - и, как правило, она идёт на смежные права, т.е. Студиям Звукозаписи и Изготовителям треков/видеороликов. Ведь работать с ними проще - их мало, у них большие объемы смежных прав (много разных авторов записываются в одних и тех же студиях) и почти все они являются юридическими лицами, что значительно упрощает взаиморасчеты. А оставшиеся 50 рублей Магазин складывает в копилку - в некий Авторский Фонд, выплаты из которого производятся по авторским заявкам: типа, вы продали моё произведения, отдайте мне деньги. Такая схема "коллекторского фонда-буфера" почти везде признана законной - ведь формально магазин не берёт эти деньги себе, а честно ждёт заяки от правообладателя. Вопрос только - сколько ждёт и с какими условиями производит выплаты, но это мы обсудим в следующих статьях.

На напоследок коснемся еще раз смежных прав. На самом деле, всё, о чем мы говорили выше относительно смежных прав делится еще на две категории: смежные права - фонограммные и смежные права - исполнительсткие. Т.е. смежные права, в свою очередь, разделяются еще на два вида - права изготовителя фонограммы, и права исполнителя фонограммы. Как правило, такое деление условно и чаще всего все-таки говорят о 100% смежных прав, полученных от Студии Х. Но матерые и культовые исполнители иногда настаивают на выделение своей исполнительской доли в отдельный договор, и тогда о 100% смежных прав говорят как о 100% фонограммых прав, принадлежащих Студии Х, и 100% исполнительских прав, принадлежащих, к примеру, исполнителю Игорю Миколаеву.

цифровой мир интернет сеть авторские смежные
 0
 0